– "нефигуративное" искусство, отличительной особенностью которого в живописи и скульптуре явился отказ от приближённого к действительности изображения форм.
Главное целью абстракционизма является изображение определённых геометрических форм и цветовых сочетаний, создающих у зрителя ощущение полноты композиции и её завершённости.
Представители: Василий Кандинский (основатель), Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Франтишек Купка, Евгений Михнов-Войтенко.
– так называлась скандальная выставка, организованная в 1910 году и проходившая в доме Экономического общества офицеров на Воздвиженке в Москве, ставшая "пощёчиной общественному вкусу" и оказавшая шокирующее воздействие на публику. Работы на религиозные темы Аристарха Лентулова и Натальи Гончаровой даже были сняты с выставки.
Название "бубновый валет" происходит от двух ассоциаций: каторжниками, которых называли "бубновыми тузами" из-за нашитого на тюремную робу большого ромба на спине, и карточного жаргонизма "валет", означавшим "мошенник".
Художники группы "Бубновый валет" выступали с позиций формалистического искусства, отрицая как академизм, так и реализм XIX века.
Основателями и наиболее яркими участниками группы "Бубновый валет" были Пётр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов.
– направление в итальянском искусстве (vero ит. – правдивый) последней четверти XIX – начала XX вв., которое возникло во Флоренции, а местом его возникновения по праву считается Caffe Michelangiolo, где собирались для дискуссий молодые итальянские художники.
Веризм характеризуется стремлением к нравственной правде и достоверности визуального впечатления, отказом от условностей академизма. По своей сути является региональной ветвью реализма.
Наиболее известными среди основоположников Веризма были Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati); Кристиано Банти (Cristiano Banti); Одоардо Боррани (Odoardo Borrani); Винченцо Кабьянка (Vincenzo Cabianca); Адриано Чечони (Adriano Cecioni); Вито Д'Анкона (Vito D'Ancona); Серафино де Тиволи (Serafino De Tivoli); Джованни Фаттори (Giovanni Fattori); Рафаэлло Сернези (Raffaello Sernesi); Сильвестро Лега (Silvestro Lega); Телемако Синьорини (Telemaco Signorini).
возник как реакция на жестокость и бессмысленность Первой мировой войны, а его главной идеей стало разрушение какой бы то ни было эстетики.
Иррациональность, отрицание общепризнанных канонов, цинизм и бессистемность стали основными принципами "дада", которое на языке негритянского племени Кру означает "хвост священной коровы". В изобразительном искусстве наиболее распространённой формой творчества дадаистов является коллаж.
Представители: Тристан Тцара (основатель), Ханс Арп, Георг Гросс, Рауль Хаусман, Виланд Херцфельде, Ханна Хёх, Джон Хартфилд.
является разновидностью абстрактного экспрессионизма, которая возникла в США в конце 1940х - начале 1950х годов. В её основе использование больших плоскостей близких по тональности и не центрированных однородных цветов.
Произведение перестает быть внешним объектом по отношению к воспринимающему его, оно вступает в активное взаимодействие со зрителем.
Благодаря определенным образом организованной экспозиции полотно погружает в себя зрителя, открывая для него пространство пульсирующего цвета.
Представители: Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Элен Франкенталер.
— технический приём покрытия плотной массой кроющего материала. В живописи представляет собой совокупность приёмов письма посредством нанесения плотных, кроющих мазков, для нанесения которых вместо кисти зачастую используются мастихин или шпатель.
– одно из наиболее значительных течений в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX века.
Представители этого направления стремились к изображению мира в его подвижности и изменчивости, передаче жизни в чувственной форме сквозь призму своих мимолётных впечатлений.
Цвет и форма в импрессионизме становятся автономными составляющими образа. Контур заменяется мелкими раздельными и контрастными мазками, цвета разделены на первичные и сдвоенные с возможностью не смешивать краски на палитре, а добиваться нужного цвета посредством правильного наложения их на холст, что со временем стало поводом отказа от чёрного.
Развитию импрессионизма способствовало изобретение стальных туб для краски, позволяющее искать и находить мимолётные впечатления на пленэре, уловить мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток.
Представители: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Фредерик Базиль, Берта Моризо.
— технический приём нанесения красок на основу, при котором используются полупрозрачные краски с добавлением связующих веществ – скипидара, олифы, лака, масла
– способ плоской печати (вид эстампа), при котором краска переносится на бумагу с плоской печатной формы.
Литография была создана Алоизией Зенефельдером в конце XVIII века в Богемии. Принципиально новая техника печати, возникшая после изобретения гравюры в XV веке, основывалась на использовании литографского камня, закреплённого в литографском станке. Валиком на увлажнённый камень наносится печатная краска, пристающая к непротравленным частям камня, полностью соответствующим исходному изображению, в результате чего рисунок получается покрытым краской, а фон остаётся белым.
Для цветной литографии используются отдельные камни или пластины для чёрного цвета и основных цветов, а печать на один лист производится последовательно.
Каждый новый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.
– одно из ранних направлений абстракционизма, направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов.
По мнению теоретиков лучизма, и в первую очередь художника Михаила Ларионова, человек воспринимает не предмет, а «сумму лучей, исходящих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Для передачи лучей на холсте используются цветные линии.
Представители: Михаил Ларинов (основатель), Михаил Ле-Дантю, Сергей Романович, художники группы "Ослиный хвост".
– так условно называют голландских художников, писавших в XVII веке небольшие по размеру, но тщательно прорисованные картины, характерными чертами которых является камерные сюжеты чаще всего из повседневной жизни, натюрморты и пейзажи, отточенная техника, простая и понятная композиция, использование тонких нюансов.
В бытовом жанре работали Герард Терборх, Питер де Хох, Адриан ван Остаде, Ян Стен и другие.
В жанре натюрморта известность заслужили работы Виллема Калфа, Питера Класа, Балтасара ван дер Аста, Яна ван Хейсума и других.
Наиболее значимыми пейзажистами были Якоб ван Рейсдал, Адриант ван дер Вельде, Хендрик Аверкамп.
При обратной перспективе линейные размеры протяженных предметов увеличиваются по мере удаления от зрителя.